Длинно и про книгиЕсли хотите читать книги - много книг, - не отвлекаясь ни на что, поваляйтесь в больнице. Результат вас приятно удивит!
Так на мой счёт поступило увлекательное повествование "История криминалистики", об обмеривании преступников и отпечатках пальцев.)
"Географ глобус пропил" Иванова, показавшийся мне пародией на советскую литературу об учительском труде. Такой вырванный из жизни кусочек. ГГ-кун вызвал желание дать ему тряпкой по голове. (Есть целый фильм из жизни тряпки ГГ-куна - "Осенний марафон", а эта книга хоть не о тряпке, но чувства вызывает сходные.)
"Уроки изящной словестности" Вайля с Генисом - очень субъективно.)
Потом я продралась сквозь "Маятник Фуко", чтобы получить бонус в виде финала. Финал действительно согласуется с книгой - столько всякой ненужной сложности стоит пройти ради того, чтобы в конце автор ответил на назревший вопрос: ну да, это то, чем люди забивают себе головы, когда их надо чем-то забить, а вот это - реальность. То есть роман выступает иллюстрацией к собственному выводу, а читатель невольно участвует в эксперименте.)
"37 лучших рассказов года" от Макса Фрая мало что изменили в моей жизни, хотя псевдо-Лавкрафт позабавил. Но Горалик, конечно, запоминается.
И, наконец, роман "Просто вместе" Анны Гавальды.
Неделей раньше я читала её сборник новелл "Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал..." Первая (и, имхо, лучшая) новелла не только тянет аплодировать "суровой действительности", но и заставляет этой действительности лишний раз ужаснуться. Нет, это не триллер и не печальная история о брошенных детях и больных котятах (там дальше идёт нечто подобное и тоже хорошее) - напротив, всё исключительно "про любовь", и даже смешно в какой-то степени, если принять случай за единичный. Там всего лишь встречаются и расстаются девушка, воображающая себя по очереди героиней разнообразных стихов и романов, и потециальный её "первый любовник", который, увы, сорвал почти получившийся сюжет, взглянув не вовремя на свой сотовый.
Знакомый недавно спрашивал, демонстрируя мне запись из ЖЖ Pink Birkin, как можно выдумывать такие странные вещи... я же поставила его перед фактом, что это ничуть не выдумка. (Не считая самого ЖЖ, конечно. ) Никто разве не сталкивался с фактом, когда не та музыка, криво стоящая лампа или одно лишнее слово мгновенно меняют всю картину? Украшения на торт, статуэтки на полках, оборка к платью... всё это, наверно, чисто женское; та самая магия - создавать уют, ничего вроде бы не добавляя.) Поразительно, как много значат разные мелочи и детали. И ещё более поразительно, как бОльшая часть мужского населения планеты с этим не согласна. Разница в восприятии и обеспечивает им загадочные ситуации типа "всё же было нормально, а она чего-то завелась и ушла".)
Но вот вам рассказ о том, как увлечься и заменить этими деталями всю жизнь. Когда она - это только Она, соответствующая канону, и он - это исключительно Он, ни шага в сторону. Каждое движение прокручивается по схеме, каждый взгляд выверен, костюм, ресторан, тема беседы - всё должно быть приближено к идеалу, иначе - не стоит того. Мы подходим друг другу, но только при условии, что из нашей встречи составится сценарий, прокрученный мной в голове. И вы вышли из роли, простите... человек здесь не нужен, нужен Он.
Было бы смешно, будь это единичным - становится жутко при норме.
А теперь я добралась ещё и до романа (как выяснилось впоследствии, весьма известного в узких кругах ), и роман мне нравился больше новелл на всём протяжении, ДО самого конца. До.
Там просто рассказывается о судьбах трёх разных, по-своему странных людей, собравшихся волею случая в одной квартире да так вместе и оставшихся. Кстати, в какой-то степени роман провоцирует на идеологию кукольников и "чудесатиков", ибо герои там, как на подбор, именно такие, про каких сейчас принято сочинять сказки - гениальная и "потерянная" художница, чудаковатый аристократ - "паршивая овца" в своём роде и раздражительный шеф-повар на мотоцикле... плюс пробегает ещё совсем девушка-шаблон в полосатых чулках и балетной пачке. Ну, так мне показалось. У всех, конечно, мириады проблем, трудное детство и деревянные игрушки, но все проблемы постепенно решаются при помощи друзей, и конец - абсолютно счастливый.
Если бы не конец, не было бы здесь никакой иронии. Но он таков, и отсюда - разочарование. Пока я читала роман, герои были реальны, психологизм работал, сюжет захватывал... всему верилось и очень хотелось знать, что же было, что будет, да просто - что там сейчас творится, всё было интересно. И действие не подводило до самого конца, герои открывали новые возможности, менялись, избавляясь от одиночества и становясь ближе друг другу. Ошибки, находки, новости... Если бы роман оборвался на вокзале... если бы он закончился иначе... он просто не мог не закончиться иначе?.. Но потом пришёл эпилог.
И всё обернулось сказкой, сразу ломая характеры и превращая реалистичное произведение в фанфик "а чем закончилось, чтобы всем было хорошо". Эпилог - как уступка фанатам, обрывание истории и жалость к своим героям, которых лучше навечно поместить в баночки с конфетами на витрине, чем следить за ними дальше и снова страдать. Книга должна заканчиваться свадьбой, о да. Желательно парочкой свадеб - так ещё оптимистичнее.
И сидела бы я в недоумении, но вот нашлось интервью с автором и меня успокоило. Хотя до сих пор не понимаю - зачем всё-таки?..
Нет во мне, наверно, достаточной жалости к героям.)
- Вы знаете, это первый хеппи-энд в моей жизни. Раньше я всегда оставляла конец открытым. Так, чтобы читатель не мог сказать, хорошо закончилась история или плохо. Но в этой книге… Понимаете, герои этой книги так долго были несчастливы, им столько пришлось пережить, они так долго чувствовали себя одинокими, отверженными… В общем, мне просто захотелось, позволить им побыть счастливыми. Это как бы не настоящая концовка. Такой вот «бог из машины». Знаете, как в пьесах классицизма, когда кажется, что все ужасно, и вдруг чудом все становится хорошо.
- То есть сама вы не верите, будто у людей, которых вы описали, может все сложиться хорошо?
- Нет, я не верю, что такие люди в настоящей жизни могут просто пережениться и быть счастливы. Но я не хотела, чтобы конец был такой, как в жизни. Это сказка. А у сказки должен быть счастливый финал. Потому что в жизни все совсем не так.
Была у нас первичная условность, вторичная условность... пора делать третичную?.. Случай-то совсем не единичный.
А вот теперь я пеку Наполеон, и уже пятый день не могу добраться до книги. Как всё печально...