"Бесславные ублюдки" Тарантино - неожиданный фильм для внезапного дня, голая случайность и чудо. Чистое удовольствие с первого до последнего кадра, выбивающее из времени; уникальная редкость - фильм, от которого не отвлечься. Забудьте про историю, логику, тактику - это условность, но это и вырезанная из жизни лента, не имеющая прорех, поток реальности без деления на главное и второстепенное, на первых и вторых; нет персонажей "фона" - даже бармены и официантки имеют характеры, нет отдельных сюжетных линий - только эпизоды и случаи, тянущие за собой историю, просто нет лишнего, и струдель с яблоками приковывает взгляд не меньше, чем шрам на горле "бравого американца".
А ещё это кино деталей, из которых и строится реальность, кино о стакане молока, об увлекательности игры в "угадайку", о красном платье и военной форме, о простом скоплении случайностей, вроде бы и не касающихся друг друга. Допустим, у разных людей одни и те же цели, допустим, что в их истории вмешивается кто-то ещё, планы меняются и итог непредсказуем - но не забудьте, что надо курить сигары, носить фраки и вести долгие беседы, чтобы обнажить нитяную сетку взаимодействий. И это кино про сеть - там говорят на четырёх языках, понимая друг друга и высмеивая. "Как вас зовут? - спрашивает "злодейский гений", эдакая смесь Эля и доктора Лайтмана, живущая за счёт самолюбования, звезда в этой сети, - Полоньи? Повторите?" "Полони, - бормочет несчастный, попавший в ловушку. - Поллони... Полуни..." "Как? О, позвольте мне насладиться этой дивной музыкой!" Он-то знает итальянский, в отличие от бедного заговорщика. Но ни за что ему не признается - зачем? А зрителям остаётся только сползать со стульев, причитая: "Ой, не палишься...". А когда встречу в таверне прерывает местный Даль, мгновенно угадывающий акцент каждого немца и вынуждающий "скрытого" британского Штирлица дёргаться (ибо какой из него Штирлиц) - разве это не чудо как вкусно? Вот они сидят и играют в игру, а вот - стоп, всё кончено. Давайте поговорим о чём-нибудь ещё?.. Напряжение никуда не девается, оно просто не может исчезнуть, ибо это не шаблон - здесь благородный герой не держит слова, а убивают без предварительной речи. Ах да, благородных героев и нет, пожалуй... Не считать же за такового бывшего бутлегера, солдаты которого буднично отвечают: "Да, я за мир", отпиливая скальп у трупа.
Вторая мировая здесь подозрительно опасна для выводов, не стоит требовать от Тарантино ясного отношения к "еврейскому вопросу" или нацизму - запутаешься. Возможно, кое-где фильм напоминает о советской пропаганде на тему немцы-плохие, наши-хорошие. Но вряд ли трэш "Гордость нации" (где над головой главного героя явно не хватает линейки жизни) призван рассказать о кровожадных фрицах, а приставучий "хороший парень", оказывающийся мерзавцем, служить антиномией своей жертве. Зато какое немецкое лицо у Ланды, когда он улыбается, завязывая очередной узелок, как ясно выражены еврейские черты у отряда Альдо и насколько сам Альдо - американец... может быть, для актёрской игры это и не важно, но смотреть и замечать, что герои не только говорят, но и выглядят так, как должны бы - изумительно.
И ещё фильм стоит смотреть хотя бы для того, чтобы узнать, как спасётся Гитлер из горящего кинотеатра.)
Не стану что-то рекомендовать - я сама не ожидала, что мне настолько понравится, и в кинотеатре мы с комфортом развалились вчетвером во всём зале.) Могу сказать, что смотреть надо режиссёрскую версию, с субтитрами, чтобы не терять удовольствия от смены языков.
И ещё - что после фильма мы набрали деталек для гамбургеров и пошли под строящийся мост, к Волге, спустились по камням к воде и готовили гамбургеры, болтая о Ветхом Завете; и я вдруг поняла, как хорошо то, что я живу в городе на Волге, где в любую минуту можно спуститься вниз и смотреть на воду, болтая в ней ногами, не обращая внимания на людей, мусор и стройку под боком. И ещё у меня есть знакомые, умеющие зайти в компьютерный магазин, вырвать из моих рук сумку для ноутбука, которую я от нечего делать разглядывала, и отдать за неё все оставшиеся деньги, не слушая моих воплей.) А потом остаток дня спокойно обсуждать, почему люди надоедают друг другу и как же это рутинно. Пятнадцатый этаж посреди города - смотри во все стороны, смотри на небо.
Жаль, что я не умею жить внезапно - не заботиться, не рассчитывать, не знать. Иногда мне кажется, что так надо.